Классификация начнётся с самой простой КПП.

Классификация начнётся с самой простой КПП. Устройство механической коробки передач ближе всего к примеру, который мы рассмотрели в самом начале. Передачи в ней — это как раз пары шестерён: ведущая плюс ведомая, с разными передаточными отношениями. Все ведущие шестерни насажены на входной вал от двигателя, а ведомые — на выходной, передающий крутящий момент колёсам. Но первые жёстко соединены с валом, а вторые могут свободно вращаться независимо от него.

Если ведомую шестерню (на рисунке они внизу) любой из передач всё-таки зафиксировать на валу — жёстко с ним связать, то двигатель будет крутить колёса с соответствующим передаточным отношением. Кстати купить кпп ваз 2107 vj;yj на сайте korobka.pro.

Для фиксации шестерён на выходном валу в коробке передач применяются зубчатые муфты, которые могут двигаться вдоль его оси. Водитель, выжимая сцепление, отсоединяет входной вал (а с ним и ведомые шестерни) от двигателя. Потом водитель рычагом включает передачу — сдвигая муфту к нужной шестерне. Между шестернёй и муфтой есть ещё фрикционное кольцо — синхронизатор. Движение муфты заставляет его прижиматься к шестерне и тормозить её или разгонять до скорости вращения вала. Когда скорости вращения шестерни и муфты выравниваются, муфта своими зубцами соединяется с шестернёй и передача включается. Водителю остаётся только аккуратно отпустить сцепление, снова подключив коробку передач к мотору.

Как устроен задний ход? Чтобы автомобиль поехал назад, выходному валу коробки нужно начать вращаться в обратную сторону. Для этого шестерни на входном и выходном валах просто соединяются ещё одной, промежуточной. А поскольку задний ход мы включаем на неподвижном автомобиле (когда валы в коробке не крутятся), заднему ходу не требуются синхронизатор и муфта. Обычно двигается вдоль своей оси сама промежуточная шестерня, цепляясь зубцами за остальные. Так работает механическая КПП авто.

Поначалу точно так же, кстати, функционировали все передачи на первых механических коробках в автомобилях — но на ходу включить их было намного труднее синхронизированных, повышался износ зубьев. Так появились те коробки передач, которыми мы привыкли пользоваться сегодня.